Древняя порода лошадей

Содержание статьи

Лошадь – одно из самых красивых и умных животных на Земле. Многие считают его совершенным по своему внешнему виду, а любые контакты с ней неизменно благотворны и полезны. Трудно переоценить значение лошади в жизни человека. Её воспевали, начиная с глубокой древности.

1У арабов до сих пор существует поговорка «Рай на земле – у коня на хребте». Лошадь – одна из главных «героев» и «муз» фольклора, мифологии и литературы: на могучих конях ездили верховный бог скандинавов Один и Георгий-Победоносец, о ней писали рассказы А. Куприн и Л. Толстой, ей посвящали возвышенные строки арабские поэты средневековья и С. Есенин, свою знаменитую фразу «Самое бесчеловечное – это гнать на войну животных» Э. М. Ремарк писал, имея в виду именно лошадей. Да и одни из самых трогательных сцен в мировой литературе – будь то у Ф.  М. Достоевского или Юрия Бондарева – связаны именно с этими животными.

Казалось бы, можно предположить, что человека и лошадь связывает очень давняя дружба. На самом деле это далеко не так. И в последнее время благодаря раскопкам развенчивается ряд представлений об истории одомашнивания лошадей и развития коневодства в древности – в частности, устойчивый миф о том, что арабы были первыми, кто приручил лошадь.

Откуда ты родом, резвая лошадка?

1По данным современной археологии, лошадь – шестое прирученное человеком животное (после собаки, овцы, козы, коровы и буйвола), которое начали одомашнивать 5500 – 5600 лет назад на границе Урала и Северного Казахстана. В частности, самые древние ее останки на сегодняшний день, датируемые шестым тысячелетием до нашей эры, обнаружены на территории Южного Предуралья, Муллино и Давлеканово.

В целом же, в Поволжье и Урале было изучено около 30 памятников бронзового периода, где обнаружены кости 200 лошадей. И именно эта порода и переместилась на Ближний и Средний Восток, но это было уже не обычное прирученное животное. Очень любопытным в этом смысле является обнаруженный в Эламе (древнем государстве на территории теперешних иранских провинций Хузистан и Луристан) рисунок, выполненный в период около III — II тысячелетии до н.э. Он представляет собой изображение передачи главных качеств лошадей пяти поколений. В частности, на нём изучены три вида животных – с гладкой гривой, без нее, с торчащим хохолком – и три главных профиля – ровный, выпирающий и вогнутый. То есть, древним эламцам еще в те времена  было известно о том, что новые качества животных появляются в следствии мутаций. Как мы знаем, арабских племён в тот период на территории Ближнего Востока ещё не существовало.

Известно также, что в Шумере лошадей не знали, в колесницы были запряжены ослы. И намного позже в Египте стали использовать коней в качестве тяговой силы.

Исходя из этого, на сегодняшний день существует вполне обоснованная гипотеза, что первым народом, приручившим лошадей, были племена ариев, которые одно время жили как раз в степях Южного Предуралья и Поволжья и, возвращаясь на свою прародину (северные области Индии), завезли лошадей в ближневосточные государства, заодно обучив их народа основам коневодства.

В этой связи, крайне интересным является вопрос: какая же порода лошадей наиболее древняя?

Вопрос не так уж прост и празден, как кажется на первый взгляд. До недавнего времени считалось, что самая древняя чистокровная порода лошадей – это арабский скакун. И даже описанная русским путешественником Н. Пржевальским дикая лошадь, встреченная им в горах Памира, не поколебала в своё время этот статус первенца. Однако следует тонко и точно различать, о каких древних породах идёт речь: о местных (аборигенных) или о культурных, выращенных и скрещенных.

Аборигенные породы формировались сами по себе, под влиянием конкретных климатических условий и – изредка – под влиянием людей, живших в данной местности. Культурные же породы выращивались специально путём формирования и отбора необходимых для человека качеств. И это — процесс далеко не быстрый. В том же Эламе знали, что лишь одна-две мутации из тысячи даёт нужную для человека характеристику животного. То есть, нельзя, например, с полной уверенностью сказать, что те же арии познакомили ближневосточные народы именно с культурными породами лошадей – хотя в их религиозных гимнах и в таких литературных источниках, как «Авеста» и «Ригведа», лошади упоминаются часто. Судя по этим упоминаниям, коням в арийской культуре и быту придавалось очень большое значение.

Но возможно и такое, что на тот момент племена ариев были всего лишь наиболее осведомлёнными в тонкостях коневодства и мутационных изменений и только делали определённые шаги на пути к созданию культурных пород – пусть и очень убедительные, решающие во многом шаги. Однако специалисты-иппиологи считают, что признаками древней породы являются: спинной ремень, маска на лошадиной морде, зеброидность на ногах и мышастые и саврасые масти.

Местные породы лошадей, начиная с их общих предков – тарпана, зебры и осла, заселивших около 5 млн. лет назад всю Европу, Азию и Африку — были известны чуть ли не каждому народу нашей планеты. Все народы в той или иной степени проходили кочевую стадию, и естественно, что человеку, понуждаемому к быстрому передвижению или приспосабливаемости к суровым, изменяющимся условиям обитания, нужно было удовлетворять эту потребность. И даже при оседлом образе жизни человек продолжал использовать лошадей в своём хозяйстве. Однако с аборигенными породами и их историей можно по-настоящему  запутаться, поэтому вернёмся к более близким и понятным для нас культурным. Возможно ли такое, чтобы арабы, хоть и не были первыми, сумели творчески обработать опыт и эксперименты своих предшественников, создав по-настоящему уникальную породу-прародительницу?

Арабы или не арабы?

1Попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись к историческим источникам.

Известно, что арабы принимали активное участие в греко-персидских войнах. В частности, они являлись частью войска персидского царя Ксеркса – того самого, который в гневе из-за срыва своих планов приказал триста раз «высечь море». Так вот, Геродот, посвятивший этим войнам несколько книг своей «Истории», в 7-й книге упоминает о том, что арабы в войске Ксеркса шли последними: «Всю конницу было поделено на полки, и в последнем ряду шли арабы, потому что кони не могли переносить верблюдов и из-за этого их поставили последними, чтобы они не пугали коней».

То есть, ещё в V веке до н.э. арабы не знали лошадей и перемещались на верблюдах (что, в принципе, неудивительно, учитывая климатические условия пустыни). В той же 7-й книге Геродот перечисляет названия тех народов, которые дали для персидского войска конницу и сами были верхом: собственно персы, сагартияне, мидийцы, индийцы, бактрийцы и ливийцы. Упоминает также Геродот и об интересной породе нисайских (несейских) лошадей, которых использовали во время торжественного прохода персидского войска перед казнённым воином. Историк называет их «священными» и говорит: «Они называются нисайскими конями потому, что в Мидии есть огромная равнина, называемая Нисайон. Итак, эти громадные кони пасутся на этой равнине». Они же были запряжены и в колесницу самого Ксеркса. И тут возникает интересный вопрос: а мог ли царь использовать для своей колесницы некультурную, аборигенную породу?

За давностью лет однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным, однако историкам несейская порода лошадей очень хорошо знакома. Под этим названием (или ещё под именем «парфянской лошади») древние персы знали прямых предков современных ахалтекинцев. Видимо, персидское название и было знакомо Геродоту. Древнегреческий поэт третьего века н.э. Оппиан описывал несейских лошадей как самых могущественных созданий в мире. Он не уставал дивиться их резвости, красоте и невероятной верности. Не случайно их потомок — ахалтекинская конная порода – есть законная гордость туркмен, которые в самого зарождения вида вели устные родословные своих животных.

То есть, вполне аргументировано можно предположить, что несейская порода, которую использовал в своей колеснице персидский царь Ксеркс, и является самой древней культурной породой лошадей. При всём этом ничуть не умаляются заслуги арабов в создании собственной уникальной породы. Однако следует иметь в виду, что это выращивание началось с VIII века н. э, во времена арабских завоеваний, когда ислам стал выходить за пределы Аравийского полуострова. И в основу арабской породы легли признаки лошадей, захваченных арабами в качестве трофеев в Средней Азии – то есть, всё тех же ахалтекинцев, первые упоминания о которых относятся аж к IV-III векам до нашей эры. Кстати, на это сходство впервые обратили внимание ещё в XIX веке англичане, сами признанные тонкие знатоки лошадей.

 А остальные?

1Однако не следует думать, будто бы одной несейской породой исчёрпывалось всё богатство и разнообразие конных пород древности. Будет правильней сказать, что она просто была наиболее популярна и знаменита среди других, не менее достойных упоминания. В частности, в древности разводились следующие конные породы:

  1. Пиндос (она же фессалийская или тессальская порода), известная пастухам Древней Греции и относящаяся к горным пони.
  2. Авеллинум-гафлингер — альпийская тяжёлая лошадь, чьим прямым потомком являются современные гафлингер и авелинская лошадь.
  3. Иберийская лошадь, которая высоко ценилась в древних армиях ещё во времена финикийцев.
  4. Гаррано и сорайя– общие предки андалузских и лузитанских лошадей, населявшие территории современной Испании и Португалии.
  5. Берберийская лошадь, распространённая на побережье северной Африки.
  6. Аппалуза (во Франции не так давно нашли наскальные рисунки, чей возраст оценивается в 20 тыс. лет, на которых изображены животные, очень похожие на современных аппалуза).
  7. Аден – лошадь-тяжеловес из северо-восточной Франции, о которых упоминали с большим восторгом Юлий Цезарь и Геродот.
  8. Бретонская порода, чья история оценивается в 4 тыс. лет.
  9. Булонская лошадь, которую разводили на побережье пролива Па-де-Кале ещё в дохристианскую эпоху.
  10. Иомудская – менее известная, но не менее древняя порода, выведенная туркменам.
  11. Камаргу – её изображения также можно увидеть на пещерных рисунках, которым 17 тыс. лет.

Однако при этом следует помнить, что всё это – местные породы, которые зачастую развивались в изолированных друг от друга условиях и были известны только в определённой местности. И лишь в раннем Средневековье в результате военных походов и набегов, завоеваний новых земель и созданий государств в результате скрещивания разных пород в Европе начинается то, что было известно ещё до нашей эры древним ариям и туркменским племенам – искусство коневодства.

Оцените статью
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Добавить комментарий