Породы лошадей во Владимирской области

Владимирская область находится на расстоянии чуть более 60 км. от МКАД и входит в состав Центрального Федерального округа Российской Федерации. В геологическом отношении это — равнина с небольшим всхолмлением. Больше половины её площади покрыты лесами, а оставшаяся представляет собой разнообразные виды почв: пойменная, дерново-подзолистая, подзолисто-болотная и болотная, а также почвы суглинистого, супесчаного и песчаного типов.

3_01Плодородные темноцветные карбонатные и серые лесные почвы занимают всего лишь чуть больше 14 процентов от общей площади почв. Даже не очень искушённому в геологии и почвоведении человеку при перечислении этих особенностей древней владимирской земли станет понятно, что вести сельское хозяйство в этом регионе даже в современных условиях крайне затруднительно. Не последнюю роль в этом играет качество и тяжесть почв.

Этим и обусловлены особенности разведения конских пород во Владимирской области. На первом плане у конезаводчиков стоит не красота и грациозность, а сила и неприхотливость. И говоря о видах, распространённых в регионе, в первую очередь вспоминают о владимирском тяжеловозе – породе, выведенной специально для нужд сельского хозяйства данного региона.

Владимирский тяжеловоз

1История породы начинается в первой половине ХХ века, когда с целью решить проблему тяжести почв и добиться на них хорошей урожайности, в ряде хозяйств области, на долю которых припадает наибольшее количество плодородных земель, стали работать над выведением собственного вида, приспособленного к местным условиям. За основу были взяты характеристики тяжеловозов-клейдесдалей, закупленных в Шотландии, и шайров, привезённых из Англии. Эти виды скрестили с несколькими местными породами. И результатом стала спокойная выносливая неприхотливая лошадь, которая может жить как в табуне, так в хозяйстве или в заводе, и может похвастаться уникальным сочетанием массивности (вес взрослой особи достигает одной тонны) и резвости. Внешне тяжеловоз обладает крупными и широкими грудью, крупом и спиной.

Ещё эта порода уникальна тем, что внутри неё было выведено десять подвидов (или линий), и родоначальником каждой становился знаменитый жеребец. Одни линии со временем становились главными, сохраняя породы в чистоте и улучшая их, другие по разным причинам переходили в разряд второстепенных, но все они вносили и вносят до сих пор свой особый вклад в историю и развитие этого вида.

Линии породы.

К основным линиям породы относятся следующие:

  1. Линия Литого.
  2. Линия Холода.
  3. Линия Глен Албина.
  4. Линия Стандарта.

К второстепенным линиям – следующие:

  1. Линия Аргуса.
  2. Линия Шерифа.
  3. Линия Сибарита.
  4. Линия Сильвер Гоблета.
  5. Линия Крэйджи Хайгейта.
  6. Линия Кабестана.

В силу ряда исторических обстоятельств  эти линии породы распределились между двумя ведущими конезаводами региона. Первоначально основными линиями занимался Гаврилово-Посадский конезавод Ивановской области, но со временем он сосредоточил свои усилия на второстепенной линии Аргуса, ставя своей целью избавить её от отклонений от желательного типа породы. Работникам удалось добиться в этом направлении определённых успехов, представители линии стали принимать участие в племенной работе завода, но вместе с тем селекционные успехи завода стали скромнее, чем были в ХХ веке. Однако по отдельным видам испытаний на всесоюзных соревнованиях лошади этого завода становились призёрами.

На Юрьев-Польском же конезаводе, находящемся во Владимирской области, с самого основания разводят и работают с основными линями – Литого, Холода и Глен Албина. Здесь удалось сохранить лучший генофонд вида, берущий своё начало от её родоначальников. Как результат, их потомки являются лауреатами многих престижных выставок и соревнований, а четыре жеребца, рождённые в заводе – Гомон, Магнит, Гордость и Курган – получили в разные годы титул «Абсолютного чемпиона тяжеловесов Всесоюзных соревнований». Как говорится, комментарии излишни.

В настоящее время отличить лошадей, рождённых в двух заводах, можно по темпераменту и физическим данным. Лошади Юрьево-Польского завода спокойны, энергичны и добронравны, в то время как их сородичи из Ивановской области более возбудимы (от этой особенности на заводе избавиться так и не удалось). С другой стороны, у лошадей Гаврилово-Посадского завода более высокий рост, длинные ноги, облегчённый костяк ( питомцы Юрьево-Польского завода в этом отношении более привержены канону породы, предполагающему массивность и крупную кость). И те, и другие, каждые по-своему, и составляют славу и особое «приземлённое» очарование легендарной владимирской породы тяжеловозов, переживающей сейчас новый всплеск своей популярности. Не случайно их можно всё чаще и чаще увидеть вне их привычной сферы обитания: запряжёнными в фаэтонах ( т.н. «владимирские тройки»), несущими всадника крупного телосложения, преодолевающими небольшие препятствия и высоты в школах верховой езды и в цирковых представлениях, где они покоряют красотой своих движений – свободных и уверенных.

Советский тяжеловоз

1Ещё одним представителем тяжёлого коневодства является советский тяжеловоз. Считается, что именно во Владимирской области (наряду с Ярославской и Нижегородской, а также в Мордовии) сосредоточено лучшее его поголовье, поскольку её фермы и племенные заводы были в числе тех, на которых выводили и до сих пор разводят этот вид. Советский тяжеловоз – это помесь брабансонов (тяжёлых лошадей из Бельгии), завезённых из-за границы ещё в 19-м веке, с несколькими российскими видами — арденом, битюгом и першероном. Уже из одного перечисления пород-прародительниц видно, что цели преследовались сугубо практические: перевозка тяжестей и вспашка тяжёлых земель. Этим и обусловлены следующие признаки советского тяжеловоза:

  1. крупность и массивность.
  2. высокая скороспелость.
  3. неприхотливость и способность потреблять дешевые объёмистые корма.

Как можно видеть, по своим характеристикам советский тяжеловоз мало чем уступает владимирскому тяжеловозу.   В сравнении со своими прародителями брабансонами советский тяжеловоз более подвижен, гармоничен, суховат и мелок. Внешними данными он во многом напоминает владимирского тяжеловоза — имеет голову средней величины, сильную среднюю или короткую шею, низкую и широкую холку, широкие поясницу, грудь и спину (как и у владимирского «коллеги», она может быть мягковата). Но в то же время между ними существуют и отличия в части конституции ног и степени гривастости.

Кроме этого, двух тяжеловозов роднит ещё и хорошая генетика, из-за чего эти породы часто используют для воспроизводства и улучшения потомства на племенных заводах и в сельских хозяйствах Владимирской области.

«Лошади, известно, всё как человеки…»

О простом человеке, чей труд незаметен, но так необходим, говорят: «рабочая лошадка». Этими же словами можно охарактеризовать и лошадей-тяжеловозов, которых разводят во Владимирской области. Они не принимают участие в скачках, на них не выигрывают тысячи и не проигрывают состояния, они не могут похвастаться лёгкостью и грациозностью отборных скакунов, но без них и без их незаметного, упорного труда жизнь в российской глубинке была бы намного более тяжёлой, нежели сейчас. Владимирский и советский тяжеловозы начинали свою историю от заграничных рабочих лошадей, которым знаком и привычен изнурительный труд и неподъёмные тяжести. Со временем их характеристики непрерывно улучшались и видоизменялись, и в настоящее время обе этих породы достойно и со скромной гордостью, как и положено истинным рабочим лошадкам, представляют российское коневодство среди других стран, славных своей историей и традициями.

Оцените статью
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Добавить комментарий