Лошадь породы Першерон
Для всех желающих поближе познакомиться с лошадью породы першерон, вовсе не обязательно отправляться в далекое путешествие во Францию, родину этих богатырей. Першерон-одна из самых известных и востребованных пород среди тяжеловозов во всех странах мира, в том числе и России. Просматривая историю этой породы, можно сделать заключение, что нет такого места на земле, где не нашлось бы поклонников и ценителей этой французской породы. И все благодаря разносторонним качествам, которыми обладает эта лошадь. И хоть в настоящее время порода в стране претерпевает не лучшие времена, однако, остается надежда, что все-таки мы сумеем сохранить першеронских силачей на нашей земле.
История породы
К сожалению, о многом в процессе формирования першеронской лошади история умалчивает, и о точном времени появлении этой породы историки также разбегаются во мнениях. Многие описывают першерона как относительно молодую породу, выведенную в начале XIX века во Франции, в провинции Перш, та, что на юге Нормандии (откуда и получила своё красивое название). Другие историки считают першеронов очень древней породой, история предков которой уходит корнями далеко в прошлое, к временам феодального рыцарства, когда тяжеловооруженный всадник нуждался в сильном товарище, способном вынести все тягости военного похода (фото 1). Считается, что Нормандия в то время славилась хорошими лошадьми, обладающими богатырской силой, отвагой и выносливостью. И этому в большой степени способствовали мягкий климат и зеленые пастбища, на которых табуны предков першеронской лошади могли содержаться круглый год. Такие разбежности во мнениях, скорее всего, связаны с тем, что лошадям Перша очень часто изменяли внешний тип на протяжении длительного времени, которое диктовало основные требования к лошадям, руководствуясь потребностями человечества в зависимости от эпохи. То есть, на протяжении всей истории першерон был очень разнотипен. С временами, когда потребность в массивной лошади отпадает, к животным начинают выдвигать новые требования.
В XVIII веке городское население Франции нуждалось в лошади упряжного типа, обладающей более лёгкими формами. Так, зарождению першеронов более лёгкого типа в большой мере способствовало существующие на то время в стране почтовые кареты, общественного городской транспорт в виде дилижансов и омнибусов (фото 2), для перевозки которых необходима была крепкая массивная и выносливая лошадь, но при этом владеющая хорошей лёгкой рысью. В итоге, был получен конь, что-то среднее между тяжеловозами и верховой лошадью. Основным направлением в создании нового типа лошади стало усовершенствование местных тяжелых лошадей арабскими жеребцами. Такое восточное воздействие арабских скакунов на французских тяжеловозов прослеживается на протяжении длительного времени и закончилось относительно недавно. Первый факт подтверждающий это, свидетельствует о том, что первое влияние восточных кровей началось еще задолго до первых попыток создать более легковесную лошадь, и была связана с разгромом мавров, которые имели арабских скакунов, от Шарля Мартеля при Пуатье ещё в 732 году н.э. Тогда арабская порода и попала впервые в Европу. Вторая волна воздействия восточных кровей на першеронскую породу была связана с графом Робер де Ротру, который вернувшись с Первого крестового похода, привёз во Францию арабских жеребцов. Тем более, что одним из ярких родоначальников породы является жеребец Жан ле Блан, который, в свою очередь, является внуком жеребца-производителя Галлиполи- арабского скакуна.
Однако, для сельского населения актуальным оставался тяжёлый и массивный конь для полевых работ и перевозки тяжелых грузов, который от городского типа отличался более высоким ростом и тяжелыми формами.
В последнее время лошади першеронской породы формировались под влиянием коротконогих коренастых бретонских и элегантных и изящных среди всех тяжеловозов, булонских коней, которые также, если показаться, в своём генеалогическом древе имеют предков арабской крови.
Таким образом, удивительная отважность и сила першерона в совокупности с выносливостью и отличная пропорциональная форма ног, которые помимо элегантного вида, позволяют ему иметь на удивление лёгкий для его не маленьких размеров ход, стали причиной огромной популярности этого французского великана не только в транспортной сфере, но и в армии, в сельском хозяйстве, и не только на его родине, но и за границей. На протяжении нескольких десятков лет заказы на першеронскую породу французским селекционерам поступали со всего мира. В результате такого огромного спроса, коневодство Франции на то время занимало высокую ступеньку прибыльности. Французы знали цену своим лошадям. Особый рейтинг занимали першероны в США. Из-за высокой потребности в этой лошади американцами, даже раньше, чем на ее родине была издана племенная книга этих животных. Единственным требованием, которое американцами выдвигалось к этой породе, было желание закупать коней вороной масти, так как за ними требовался меньший уход. Заказ французскими селекционерами был исполнен.
Общая характеристика породы
Те, кому посчастливилось вживую наблюдать этих лошадей, могут с уверенностью сказать, что этот конь поистине универсален. Это порода, в которой французскими селекционерами так удачно удалось совместить мощь и силу тяжеловоза с благородством, пластичностью и лёгкостью движений арабских скакунов.
Такая красота и гармония форм являются для першерона породным преимуществом, которым не обладает ни один тяжеловоз в мире. У першерона крупная, но при этом лёгкая аристократичная голова с живыми глазами и открытыми ноздрями на длинной шеи, которую украшает пышная грива, широкая глубокая грудь и мощные предплечья. Коротковатая и прямая линия спины и поясницы плавно переходит в прямой и слегка раздвоенный круп. Сухие мускулистые гладкие конечности без перьев в нижней части дополняют поистине великолепную внешность этой породы (фото 3).
К внешнему облику современных першеронов «прилагается» хвост, тогда как ещё до недавнего времени всех представителей французской породы лишали единственного «оружия» от насекомых , аргументируя это тем, что длинный хвост животного может спутаться в упряжи. Однако на такой обычай с 1996 года был наложено табу. Рост французского богатыря колеблется от 158 см до 176 см при массе тела от 700-900 кг. И вся эта мощь становиться не такой пугающей глядя в добрые глаза этого добродушного великана. Эта порода славиться спокойным характером без каких-либо признаков агрессии . Тем более першероны настолько умны и понятливы, что могут быть выучены любой работе в самое короткое время.
Порода в России
На российскую землю першерон впервые ступил в 1891 году. Это единая тяжелоупряжная порода в России, которая выращивалась русскими заводчиками в «чистоте» и не использовалась селекционерами для выведения коренных пород. Разведение этой породы у нас в стране на протяжении целых 50 лет было связано с Хреновским конным заводом, в котором, в свое время, продуцировали наилучшие представители среди своей породы, завезенные из Франции. Здесь же были сформированы наилучшие линии жеребцов и кобыл, а также рожден новый тип отечественного першерона. Это были лошади с сухой конституцией, энергичным нравом и хорошими формами для верховой езды и упряжных работ. Однако, к 1933 году завоз французских лошадей практически сокращается, поголовье этих животных в конном заводе значительно сокращается. Это спад связан, в первую очередь, с очень высокой ценой на элитных жеребцов-производителей во Франции.
С 1941 года Хреновский конезавод меняет свое местоположение, и переезжает в Ульяновскую область под новым названием Октябрський конный завод, который до недавнего времени оставался единственным местом разведения першеронских великанов в «чистоте» . За всю историю развития французской породы у нас в стране были выведены ценнейшие и престижные отечественные линии жеребцов Иксода, Апра, Бардадыма, Вьюитри, которые, к большому сожалению, до настоящего времени не сохранились (кроме линии Иксода). Закупать новых производителей у завода, который с 2008 году находился на грани банкротства, не представляло возможности, при том, что цена на хорошего жеребца першеронской породы с безупречной родословной превышает 10 тыс. долларов. Много бед выпало на долю першеронов в нашей стране. Животные, которые на протяжении долгого времени являлись часть истории российского конезаводства и занимали почетные места среди лошадей страны, долгое время находились в плачевном состоянии, а многие особи были распроданы в частные руки, чтобы хоть как-то расплатиться с долгами предприятия. Однако, в сохранении численности першеронов в нашей стране, оказал большое влияние бизнесмен Кузнецов Сергей, который в 2011 году выкупил сохранившееся поголовье лошадей из Октябрського завода и начал работу по возрождению этих великих и замечательных лошадей в мире. Ведь даже несмотря на то, что роль тяжеловозов в настоящее время несколько уменьшилась в связи с развитием современной техники, для простого русского работящего человека все еще остается в сердце место для этих уникальных лошадей, в том числе и для першеронов. Ведь незабываемое зрелище представляет бегущий табун этих великанов по безкрайним просторам сельской местности нашей страны, от бега которых содрогается земля.